Вариант письма

Руководителю Федеральной Антимонопольной Службы

Председателю Правления Московского общества защиты потребителей.

 

О признаках мошенничества, недобросовестного предоставления существенной информации и вымогательства со стороны компаний,

предлагающих услуги сотовой связи.

 

Несколько лет назад в одной из московских газет было помещено открытое письмо - жалоба Лужкова о "лукавстве" операторов сотовой с призывом к ним "быть честными". Это странное проявление наивности со стороны такого, казалось бы, опытного человека. Но речь не о нем, а компаниях сотовой связи.

 

Как известно, компании, предлагающие услуги сотовой связи, с помощью автоматизированной голосовой системы при обращении клиента по телефону информируют клиента о текущем состоянии его учетного счета в долларах.

При оплате в рублях непосредственно в специализированных пунктах платежей или при покупке карточки на учетном счете клиента, который ведет компания, отражается сумма взятых у клиента денег за будущие услуги связи (фактически это кредит клиента в пользу компании) в долларах (при этом не указывается, какой это доллар - США или другой страны и по какому курсу производится пересчет), а также текущее состояние счета без расшифровки расходов.

Компании используют свой произвольный курс рубль-доллар, который, как правило, выше курса ЦБ, если говорить о долларах США, и информация об этом курсе, как правило, не сообщается клиенту.

Стоимость карточки, например, компании БИЛАЙН на которой, например, обозначено 5 дол, в пунктах продажи в Москве составляет 150-170 руб., что соответствует курсу покупки доллара США 30-34 руб.

Кроме того, многие специализированные пункты платежа берут дополнительную комиссию с суммы платежа в размере до 13%, не указывая в платежных документах о начислении комиссии (признак мошенничества), а также устанавливают минимальную сумму платежа, менее которой они не принимают платеж, например, 200 руб. (признак вымогательства)

Представляется, что подобная практика нарушает права потребителей и наносит экономический ущерб потребителям, т.к. искусственный пересчет стоимости услуг через доллары, назначение комиссии в пунктах платежей, установление минимального порога платежа ведет к необоснованному завышению оплаты для потребителя, а соответственно, к неправомерному получению дохода всеми сторонами, участвующими в процессе получения денег и реализации услуги.

Кроме того, складывается достаточно странная ситуация, при которой потребитель фактически кредитует компанию, получает какую-то условную запись на некоем условном счете в долларах и практически не может контролировать расход своих средств, т.к. на требование предъявить данные о списании собственных средств, отданных в кредит, компания требует оплату за такие данные как за дополнительную услугу. Вместе с тем, контроль расходования своих средств, данных в кредит, является естественным правом кредитора, которому должник не должен препятствовать. Тем более, что никаких технических и организационных препятствий этому нет.

Так, например, действуют компании, предлагающие услуги междугородней проводной связи. В счете за каждый разговор указывается его продолжительность, тариф и общая стоимость. При этом, как известно, компании проводной связи не вынуждают потребителей кредитовать их услуги.

Необходимо также отметить, что все рекламные объявления сотовой связи содержат данные о стоимости услуг в долларах и центах, что способствует получению искаженного представления для потребителей о реальной стоимости предлагаемых услуг.

Исходим из того, что в функции ФАС входит контроль добросовестности действий участников рынка. Таким образом, представляется, чтобы не было признаков нарушения прав потребителей, признаков мошенничества, недобросовестного предоставления информации и вымогательства необходимо предпринять определенные шаги, в том числе:

- провести контрольные мероприятия по установлению действительности изложенных фактов;

- в случае подтверждения изложенных фактов обязать операторов сотовой связи:

номинировать, продавать услуги связи и вести учетные счета клиентов в рублях, чтобы не было условий для дополнительных расходов для клиентов за счет искусственно введенной курсовой разницы, а соответственно для получения необоснованных доходов компаний;

предоставлять по запросу клиентов данные о списании средств, полученных в кредит, как это делают, например, компании, предоставляющие услуги доступа в интернет.

 

Для количественной оценки сложившегося положения приводим примерный расчет.

В год сумма полученных платежей за счет курсовой разницы может оцениваться в следующем размере, например 2%, что составит на 1 абонента в год при платеже, например 500 руб. в мес.,  6000 руб. в год, т.е. 2% составит 120 руб., если принять количество абонентов 10 млн., то получится 1200 млн. руб. Аналогичный расчет можно произвести по комиссионным начислениям, что при средней комиссии 5% составит 3 млрд. руб. Это равно совокупному ущербу нанесенному потребителям. Возвращать эти деньги абонентам представляется технически сложно, то можно ставить вопрос о создании за этот счет специального фонда защиты прав потребителей.

 

По материалам интернета

Hosted by uCoz