Вариант письма
Руководителю Федеральной Антимонопольной Службы
Председателю Правления Московского общества защиты потребителей.
О признаках мошенничества, недобросовестного предоставления
существенной информации и вымогательства со стороны компаний,
предлагающих услуги сотовой связи.
Несколько лет назад в одной из
московских газет было помещено открытое письмо - жалоба Лужкова о "лукавстве"
операторов сотовой с призывом к ним "быть честными". Это странное
проявление наивности со стороны такого, казалось бы, опытного человека. Но речь
не о нем, а компаниях сотовой связи.
Как известно, компании,
предлагающие услуги сотовой связи, с помощью автоматизированной голосовой
системы при обращении клиента по телефону информируют клиента о текущем
состоянии его учетного счета в долларах.
При оплате в
рублях непосредственно в специализированных пунктах платежей или при покупке
карточки на учетном счете клиента, который ведет компания, отражается сумма
взятых у клиента денег за будущие услуги связи (фактически это кредит клиента в
пользу компании) в долларах (при этом не указывается, какой это доллар - США
или другой страны и по какому курсу производится пересчет), а также текущее
состояние счета без расшифровки расходов.
Компании используют свой
произвольный курс рубль-доллар, который, как правило, выше курса ЦБ, если
говорить о долларах США, и информация об этом курсе, как правило, не сообщается
клиенту.
Стоимость карточки, например,
компании БИЛАЙН на которой, например, обозначено 5 дол, в пунктах продажи в
Москве составляет 150-170 руб., что соответствует курсу покупки доллара США
30-34 руб.
Кроме того, многие
специализированные пункты платежа берут дополнительную комиссию с суммы платежа
в размере до 13%, не указывая в платежных документах о начислении комиссии
(признак мошенничества), а также устанавливают минимальную сумму платежа, менее
которой они не принимают платеж, например, 200 руб. (признак вымогательства)
Представляется,
что подобная практика нарушает права потребителей и наносит экономический ущерб
потребителям, т.к. искусственный пересчет стоимости услуг через доллары,
назначение комиссии в пунктах платежей, установление минимального порога
платежа ведет к необоснованному завышению оплаты для потребителя, а
соответственно, к неправомерному получению дохода всеми сторонами, участвующими
в процессе получения денег и реализации услуги.
Кроме того,
складывается достаточно странная ситуация, при которой потребитель фактически
кредитует компанию, получает какую-то условную запись на некоем условном счете
в долларах и практически не может контролировать расход своих средств, т.к. на
требование предъявить данные о списании собственных средств, отданных в кредит,
компания требует оплату за такие данные как за дополнительную услугу.
Вместе с тем, контроль расходования своих средств, данных в кредит, является
естественным правом кредитора, которому должник не должен препятствовать. Тем
более, что никаких технических и организационных
препятствий этому нет.
Так, например, действуют
компании, предлагающие услуги междугородней проводной связи. В счете за каждый
разговор указывается его продолжительность, тариф и общая стоимость. При этом,
как известно, компании проводной связи не вынуждают потребителей кредитовать их
услуги.
Необходимо также отметить, что
все рекламные объявления сотовой связи содержат данные о стоимости услуг в
долларах и центах, что способствует получению искаженного представления для
потребителей о реальной стоимости предлагаемых услуг.
Исходим из того, что в функции
ФАС входит контроль добросовестности действий участников рынка. Таким образом,
представляется, чтобы не было признаков нарушения прав потребителей, признаков
мошенничества, недобросовестного предоставления информации и вымогательства
необходимо предпринять определенные шаги, в том числе:
- провести контрольные
мероприятия по установлению действительности изложенных фактов;
- в случае подтверждения
изложенных фактов обязать операторов сотовой связи:
номинировать, продавать услуги
связи и вести учетные счета клиентов в рублях, чтобы не было условий для
дополнительных расходов для клиентов за счет искусственно введенной курсовой
разницы, а соответственно для получения необоснованных доходов компаний;
предоставлять по запросу
клиентов данные о списании средств, полученных в кредит, как это делают,
например, компании, предоставляющие услуги доступа в интернет.
Для количественной оценки
сложившегося положения приводим примерный расчет.
В год сумма полученных платежей за счет курсовой разницы может оцениваться в следующем размере, например 2%, что составит на 1 абонента в год при платеже, например 500 руб. в мес., 6000 руб. в год, т.е. 2% составит 120 руб., если принять количество абонентов 10 млн., то получится 1200 млн. руб. Аналогичный расчет можно произвести по комиссионным начислениям, что при средней комиссии 5% составит 3 млрд. руб. Это равно совокупному ущербу нанесенному потребителям. Возвращать эти деньги абонентам представляется технически сложно, то можно ставить вопрос о создании за этот счет специального фонда защиты прав потребителей.
По материалам интернета